
среднестатистический белорусский турист
В июне я был в Пинске, Гомеле (о которых я расскажу чуть позже) и Бобруйске. Последний представлялся мне таким уютным еврейским местечком в одесском стиле, но разбавленным промышленными предприятиями-гигантами. В реальности оказалось, что теплыми ламповыми евреями в Бобруйске даже не пахнет, а сам город выглядит тонко размазанным зданиями по огромной территории застройки. Бобруйским чудом (в официальной государственном чудовом реестре чуд) является вовсе не насыщенная история города, но возведенный в кратчайшие сроки уродливый спортивный комплекс, вмещающий в себя хоккейную площадку и огромные туалетные кабинки, способные принять до сотни ссущих одновременно, но не способных, в виду экономии, предоставить им в краткосрочное пользование туалетную бумагу.

В лучших белорусских архитектурных традициях, бобруйский дворец спорта был спроектирован и построен с абсолютным безразличием к прилегающий застройке, но задекларирован в официальной документации, как толчок к восстановлению исторической памяти. Дело в том, что эту хоккейную площадку возвели прямо посередине Бобруйской крепости — памятника оборонительных сооружений начала 19 века.
Совершенно непонятный цивилизованному человеку подход, когда, не доведя до конца археологические работы и восстановление уцелевших частей уникальной крепости, в ее середине шмякают кучу бесформенного стеклянно-бетонного говна, заставляет верить только в худшее. При этом сам комплекс бобруйских оборонительных сооружение впечатляет. Особенно — своим запущенным состоянием в контрасте с отвратительно блестящим хоккейным дворцом.

Такие дела. То ли дело — белорусский сервис! Нельзя сказать, что он отсутствует. Нет, он есть. Но он точно так же уникален, как и все, что родилось в этой стране за последние 20 лет. Взять, к примеру, удивительный город Каменец, что в Брестской области. Основанный еще во времена динозавров, Каменец сохранил с тех пор фактиски одну достопримечательность, но зато какую — оборонительную башню 13 века в практически идеальном состоянии, посмотреть которую приезжает около 25 тысяч человек в год. Но. Пожрать всем этим людям, скажем, в час дня просто негде. Все предприятия общепита либо работают с глубокого вечера, либо закрыты.

чудеса агроренессанса
Или, например, Беловежская пуща — памятник природы и гордость каждого белоруса, чувствующего спрятанного внутри себя зубра. Посмотреть ее и потыкать пальцем в сторону гуляющих в вальерах диких свиней приезжает еще больше людей, чем в Каменец. И было бы логичным накормить и напоить дорогих гостей. Но что делает администрация пущи? Строит у золотых ворот в лес огромный блять нахуй сортир! Реально громадное здание, чтобы посрать. И турист — конечно же! — вместо того, чтобы спокойненько отлить среди вековых дубов, пойдет облегчиться в платный общественный клозет, а если захочет жрать — найдет себе в лесу грибочков. Чай, не далеко ушли от тех прекрасных времен, когда собирательство было в моде.
Печаль, в общем. Но зато у нас природа красивая, это да.