Очень рад, что, успев в последний вагон, я чуть ли не на заключительном сеансе в Минске посмотрел на большом экране фильм Даррена Аронофски — «Мама!». Потому что шедевры нужно смотреть исключительно в кинотеатрах.
Забавно, что и «Мама!», и предыдущий фильм Даррена «Ной» черпают вдохновение в Библии. При этом, «Ной» у Аронофски вышел довольно проходной картиной, а вот «Мама!», очевидно, войдёт в историю кинематографа. Кажется, это вообще лучший фильм режиссёра в его карьере.
Он прекрасен всем — историей, задумкой, актёрами, звуком, светом, операторской работой. Куда ни тыкни палочкой — всюду хорошо! Но самое прекрасное в этом фильме — широчайшее поле для всевозможных трактовок. Каждый найдёт в «Маме!» что-то своё. Кто-то увидит антирелигиозный манифест. Другие, наоборот, смогут разглядеть в фильме призыв любить. Третьи скажут — во всём виноваты бабы! Четвёртые согласятся и, возможно, заменят у себя на стене картинку с цаплей и лягушкой на фото Хавьера Бардема и подпишут снизу: «Никогда не сдавайся!». Пятые заметят только сиськи Дженнифер Лоуренс.
Мы же насладимся авторским пересказом Библии, поиском параллелей и изучением того, как Аронофски воспринимает главную историю западной цивилизации. Очевидно, что видит он её близкой к первоисточнику — жестокой, злой, нетерпимой. Любовь [она же — Мать], по Аронофски стоящая у истоков всего, не может жить в мире, созданном богом для людей. Но ей приходится, подобно Сизифу, раз за разом пытаться уравновешивать собой эгоизм и узколобость Бога. И — каждый раз проигрывать.
Да что тут говорить, «Мама!» — это очень феминистическая картина. Без Матери, Женщины, Любви [по Аронофски] даже бог — это всего лишь самовлюбленный, не видящий дальше своего носа, кретин.
Отдельно стоит упомянуть сцену, которая, очевидно, войдёт в учебники операторского искусства наряду со сценами из «Дитя человечского» Куарона и «Бёрдмана» Иньярриту. Этот пятнадцатиминутный отрывок благодаря Аронофски и его оператору Мэттью Либатику смог вместить в себе две тысячи лет истории после рождения и убийства толпой Иисуса. Он гениален: ещё ни один документальный или художественный фильм с более длительным хронометражем не смог показать ущербность и глупость религии настолько же ярко.
Мама!: Один комментарий