Лучшие фильмы 2021

Этот довольно странный и суетливый год под стать себе родил ситуацию, когда выбрать что-то одно — главное событие среди прочих — довольно сложно. В 2021 появилось множество достойных лент, но выбрать главный фильм года не получается. Поэтому пойдём по списку.

Автор максимально странной и необязательной «Истории призрака» — Дэвид Лоури — снял, возможно, одну из лучших экранизаций мифов и легенд древней Англии. Тут вам и король Артур, и мистика, и роудмуви, и — главное — рыцарство и честь. С последними, впрочем, у главного героя и возникает практически нерешаемая проблема. Медитативное повествование, шикарная операторская работа, отличный каст под всем известный сюжет «пацан сказал — пацан сделал». Ну, или не сделал.

Это мог бы быть фильм, как минимум, года, но текст оригинальной книги засунуть в классический кинотеатральный хронометраж, к сожалению [и счастью], не вышло. В результате зритель получил фактически обрывающийся на полуслове рассказ с весьма туманными перспективами увидеть в течение ближайших двух лет продолжение [завидую тем, кто в будущем впервые посмотрит их в один присест]. В общем, о Дюне не писал только ленивый. Вильнёв — гений. Продюсеры — пидоры.

Сложно поверить в то, что в основе Аркейна лежит не толстый литературный источник, а банальная многопользовательская компьютерная игра, пусть и со своей историей и мифологией. Сложно поверить и в то, что визуальное вдохновение Аркейн брал оттуда же. Сериал с удивительной рисовкой, тщательно продуманными персонажами и сюжетной линией в духе ставшего таким близким каждому беларусу Цоя и его требующего перемен сердца, очевидно, затмил не только конкурирующие в анимационном многосерийном мире релизы, но и большую часть вообще всего, что выходило в этом году на экраны.

Стал бы лучшим в 2021, если бы не вышел в 2020. Отец — камерная экранизация одноимённой пьесы, получившаяся, подобно гениальному «Amour» Ханеке, обескураживающе страшной — почти хоррором. Выдающаяся — возможно, самая яркая за всю карьеру — роль Энтони Хопкинса, играющего страдающего деменцией [болезнью Альцгеймера] старика. Вместе с режиссёром фильма ему удалось невероятное: не просто показать зрителю страшный недуг — но засунуть зрителя прямо в середину болезни, посмотреть на мир испуганными глазами человека, на чью голову обрушились все несчатья мира одновременно. Человека, чей мир рушится с пугающей необратимостью. Очень тяжелое кино. Чистое искусство.

Наверное, самый успешный с точки зрения зрительского внимания фильм Андерса Томаса Йенсена — датского режиссёра, который в каждый свой фильм пытается заполучить Мадса Миккельсена [очень советую «Адамовы яблоки», «Мужчины и куры» и — особенно — «Зелёные мясники»]. Как и в другой неплохой и нашумевшей в этом году датской картине с Мадсом — «Ещё по одной» — в «Рыцарях» Йенсен тоже пытается препарировать современного европейского мужика [мужиков], пытаясь понять, что тот из себя представляет и чем движим. Этот фильм мог бы стать очередным шутером о мести с Лайаном Нисоном в главной роли, родись он где-нибудь на голливудских холмах. Но рыцарям посчастливилось появиться в Дании, поэтому здесь не только стволы, кровь, движ и комичные персонажи, но и известная доля самокопания в нашем с вами поколении мужиков [если, конечно, отнести нас каким-то чудом к европейской культуре].

Посредственная сатира, попавшая в список только благодаря массовому вау-рефлексу неподготовленного зрителя. По сути просто новогодний капустник, снятый своими для своих и о своём странным образом достучался до сердец миллионов, видимо, благодаря лишь игре на всем знакомым символах и картинках и возможности почувствовать себя самым умным и естьочёмзадуматься. Тут вам и тикток, и мемасы, и тупые звёзды. Буквально три-четыре неплохих эпизода смешаны с огромным хронометражом неудачных и повторяющихся по несколько раз шуток острых ровно настолько же, насколько и сам объект высмеивания. Странным образом, сарказмируя изо всех орудий, режиссёр делает это настолько толсто, что даже толсто — и при этом сам не замечает как к концу картины превращается в собственный объект насмешек: моралиста, уебана и просто человека, который на дух не переносит отличное от своего мнение. Зритель при этом почему-то восторженно охает и ахает, как будто и не было никогда ни «Идиократии», ни «Марс атакует», ни, прости господи, «Меланхолии» Триера, в которой тот размазывал Землю в сопли ещё тогда, когда это не было модным.

Румынское кино редко привлекает к себе внимание [пожалуй, на ум приходят только «12:08 к востоку от Бухареста» и «4 месяца 3 недели и 2 дня«], тем ценнее появивившаяся в этом году комедия со странным адаптированным переводом названия, буквально означающим «Неудачный трах или безумное порно». Фильм — один большой эксперимент, максимально не похожий на всё, что сейчас появляется на больших экранах. Открывающийся всамделишным неретушированным порно, это «Безумное кино» сначала проводит зрителю экскурсию по современному Бухаресту, прерывается на изобретательный вояж в устройство современного румынского [и не только] общества и заканчивает чем-то, отдалённо напоминающим советский «Гараж», предлагая к финишу сразу несколько вариантов концовки. Очень смелое и смешное европейское кино. К тому же — настоящая сатира в отличие от. Плюс — чуть ли не единственный фильм за год, в котором есть коронавирус.

2021 можно назвать удачным для кино хотя бы потому, что вышел новый фильм Квентина Дюпье — «Жвалы». Пожалуй, именно с этой картины ничего не знающему о предыдущих работах режиссёра человеку и стоит начинать знакомство с наследием одного из главных европейских абсурдистских авторов. В этот раз получилось всё так же круто, странно, смешно — но сюжет не заставляет голову взрываться [почти] от происходящего на экране. Два друга всего-навсего приручили огромных размеров муху и пытаются с её помощью грабить банки, то и дело попадая в нелепые ситуации. В общем-то, и сам фильм в этот раз довольно легко считать: он о дружбе — и Дюпье не был бы Дюпье, если бы к титрам прямо в камеру не сказал зрителю об этом сам.

Безусловно, главное событие в мире комиксов в 2021 году. Никакие спайдермены с отрядами самоубийц и рядом не валялись. Здесь сам по себе релиз фильма — это победа добра над злом, авторского видения над продюсерским давлением. Самая, наверное, яркая иллюстрация того, что огромная часть успеха любой картины — это финальный монтаж. Выпущенное в 2017 году двухчасовое недоразумение меркнет перед монументализмом финальной версии Снайдера, пересобравшего фильм в четыре часа, ставших эпохальной сагой о фактически богах. Пожалуй, первый серьёзный успех режиссёра со времён шикарного «Запрещённого приёма» 2011 года.

Комедийные слешеры года. Норвежский, австралийский и американский соответственно. Для всех, кому пришлись по душе «Охота» и «Я иду искать«.

Индийское кино года [снятое американцем иранского происхождения]. Подобно всем известному «Миллионеру из трущоб«, здесь тоже о социалочке, кастовой системе и пути из грязи в князи. Но, в отличие от насквозь фальшивого фильма Дэнни Бойла, «Тигр» обошёлся без сказочных персонажей и откровенного лубка — сказались литературная основа родом из Индии, съёмки в Дели и полное отсутствие напускного морализаторства со стороны режиссёра картины. Маствоч для всех, кто без ума от родины слонов.

По глупости посмотрел в этом году кучу тупака. Даже сложно выбрать, что из фильмов выше говнее. Пусть будет «Веном».

Сериалы года выше. «Мейр» — отличный детектив в антураже одноэтажной Америки с как всегда и везде прекрасной Кейт Уинслет в главной роли. «Сцены» — десять коротких, ярких и комичных эпизодов о ссорящейся перед каждым походом к психологу семейной паре.

Отличных мультфильмов, кроме уже упомянутого выше «Аркейна», в этом году, пожалуй, не было. Упомянуть стоит лишь «Митчеллы против машин», ставшего прям приятной неожиданностью [и — да — даже здесь гораздо больше иронии, пусть и доброй, чем в «Не смотрите наверх»] среди однотипной пиксаровской жвачки.

Blast from the past года — «Лифт на эшафот» Луи Маля 1958 года выпуска. Французский нуар под шикарный джазовый аккомпанемент Майлза Дэвиса.

К сожалению, не удалось и не успелось в этом году посмотреть новые фильмы Ридли Скотта [«Последняя дуэль»], Пола Верховена [«Искушение»], Паоло Соррентино [«Рука бога»], Леоса Каракса [«Аннет»]. К счастью, не дошли руки до новой «Матрицы». Штош, тем интересней будет 2022 год кино.

Что ещё глянуть? Рестроспектива из  прошлого:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s